ПРОСТЫЕ СЕКРЕТЫ ЛУЧШЕЙ ВЫПУСКНИЦЫ

Учиться на одни пятёрки совсем не сложно, утверждает Ай-Кара Ондар. И вовсе не обязательно для этого обладать какими-то особо выдающимися интеллектуальными способностями. Главное – не разрешать уму лениться, быть прилежным, не пропускать занятия, выполнять все домашние задания ну и, конечно, поддерживать в себе интерес к предмету, которому ты обучаешься.

Успешная учёба – это Олимп, покорить который под силу любому трудолюбивому и целеустремлённому человеку. Ай-Кара – из тех, кого в школах и вузах называют не иначе как «наша гордость». Она окончила бакалавриат естественно-географического факультета ТувГУ с красным дипломом, а полгода назад в ставшем уже традиционным конкурсе завоевала титул лучшей выпускницы 2020 года. Отмечу, что в тувинский вуз Ай-Кара поступила по губернаторскому проекту «В каждой семье – не менее одного ребёнка с высшим образованием», и студенческим статусом очень дорожила. Образование своё девушка не считает завершённым, и сейчас готовится к новому его этапу – магистратуре.

Есть такое мнение, что отличники – народ скучный. Но это не про нашу героиню. Хоть она и дипломированный ботаник, а точнее, преподаватель биологии и географии, интересуется она всем. С одинаковым увлечением изучает строение цветка, пропалывает грядки на родительском огороде, читает художественную литературу и путешествует по малой родине. С тем же жаром в университете занимается исследовательской деятельностью, пишет научные статьи, выступает на конференциях. Побеждает в многочисленных конкурсах. Как у неё это получается? Да просто ей интересно всё. И всё, за что берётся, она стремится делать хорошо.

* * *

Ай-Кара – пятая из шестерых детей в семье. Родители – люди простые. Старшие братья и сёстры уже взрослые, но никто из них, так уж вышло, высшего образования не получил, поэтому Ай-Кара стала в семье первой ласточкой. К красному диплому девушка шла осознанно, потому что верила: отличные знания откроют перед ней широкие перспективы – ведь поступала она не наугад, биологию любила со школы, а когда-то даже мечтала стать учительницей.

Уже в школе Ай-Кара знала, что добиваться всего в жизни ей, девочке из среднестатистической семьи, придётся исключительно собственным умом. Поэтому старалась изо всех сил. Тогда до золотой медали ей не хватило чуть-чуть. А уже в университете, освоившись, втянувшись в учёбу, которая ей очень понравилась, она и поставила себе цель – покорить желанную вершину. Для чего? Как минимум – чтобы проверить собственные способности. Порадовать родителей. Учёба – это крайне важно, но с головой зарываться в учебники девушка не стала. Участвовала и в культурной жизни вуза, и в общественной. Волонтёрствовала в студенческом отряде «Капелька», потом с сама придумала волонтёрский проект с названием «Добрый репетитор». Этот проект, надеется его создатель, имеет все шансы на долгую жизнь в вузе, переходя по наследству от одного студенческого выпуска к другому.

«В нашей республике очень много многодетных и малоимущих семей, где есть ребятишки, сдающие экзамены, – объясняет свою надежду Ай-Кара. – Репетиторство у нас – услуга недешёвая, за час, насколько мне известно, берут не менее двух-трёх тысяч рублей, не всем родителям это по силам, а сдавать экзамены их детям надо, и желательно – на высокие баллы. Поэтому наша волонтёрская работа – дело востребованное. Надеюсь, что проект будет реализовываться и другими факультетами нашего вуза».

* * *

Грядущая магистратура для Ай-Кары – это ступенька на пути в науку. Она мечтает, что в профессиональном будущем часть времени будет посвящать научным исследованиям, изучая и описывая богатый растительный мир Тувы. Задуматься о научной работе девушку вдохновили занятия по геологии, на которые студенты ТувГУ выезжали в Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН. Там она увидела остепенённых учёных и исследователей республики, лаборатории, в которых они работают, стеклянные витрины с многочисленными природными материалами. Задумалась о той жизни, которая формируется в стенах института, о романтике полевых экспедиций…

Собственную научную деятельность, как и другие студенты, Ай-Кара начала с курсовой работы. Потом последовали научно-практические конференции, межвузовские конкурсы. Представляя университет, съездила на студенческие научные мероприятия в Горно-Алтайск, Саяногорск, Абакан, Шушенское. Последний конкурс, в котором приняла участие наша студентка, прошёл в июне в онлайн-формате. Если бы не напряжённая эпидемиологическая обстановка, для участия в заключительном этапе этого мероприятия она бы съездила в Самарский государственный университет – на образовательной платформе именно этого вуза проводился финал всероссийской олимпиады «Растущий виноград».

Первые два соревновательных этапа прошли внутри ТувГУ, и среди местных студентов Ай-Кара показала лучшие результаты. К финалу были допущены семеро самых подготовленных, по мнению жюри, ребят из разных российских вузов, которые и встретились онлайн. Соревновались будущие биологи и экологи в мастерстве составления технологических карт своих уроков. В итоге наша Ай-Кара заняла победное второе место. Для неё это – очень важное событие.

«Вообще технологические карты урока – это мой конёк, – признаётся девушка. – Мало кто любит этим заниматься, а я просто обожаю. Это такой простор для творчества! Но в олимпиаде я участвовала не только поэтому. Мне хотелось подытожить для самой себя, чему я научилась за пять лет в вузе. Как оценят мою работу люди, которые меня не знают, насколько умело у меня получается выступать перед аудиторией – мне нужна была

независимая экспертная оценка. Я её получила, и довольна результатом. Потому

что соперники были – ребята очень сильные».

* * *

К окончанию бакалавриата Ай-Кара имеет уже шесть научных статей, опубликованных в сборниках работ студентов ТувГУ. Исследовательской работой девушки на протяжении всех лет учёбы руководила доцент кафедры биологии и экологии ТувГУ к.б.н. Анета Викторовна Ооржак. Она консультировала Ай-Кару во время участия в самарской олимпиаде и вообще всегда была рядом, всегда помогала и давала ценные советы.

Кстати, как будущий учёный-биолог своё научное мастерство Ай-Кара наращивала, изучая можжевельник, известный в народе как артыш, и пустырник китайский, это собрат нашего сибирского пустырника, выращенный в ботаническом саду университета из семян, привезённых из Китая. Именно этот пустырник, а точнее, его засушенные экземпляры, Ай-Кара использовала в своём конкурсном уроке. Занятие это она опробовала на практике – шестиклассники изучали строение цветка этого растения, используя пинцеты, лупы и настоящие гербарии.

От школы, – а школьную практику будущий учитель, как и полагается, проходила дважды, – у Ай-Кары остались самые тёплые воспоминания. Удивительно, но скромная хрупкая девушка, которую в толпе школьников не сразу и выделишь, сумела найти общий язык и с любознательными малышами, и со своенравными юношами. Подобрала правильные ключики к сердцам и тех, и других. С умилением вспоминает, как ребятишки с мольбой в голосе выпытывали, вернётся ли она после окончания вуза к ним учительницей. «Вернётесь? – спрашиваю. – Если позовут – вернусь, конечно, – не задумываясь, отвечает она».

 * * *

Но есть в фантазиях Ай-Кары и другой сценарий развития событий её жизни. Если бы подвернулась такая возможность, делится она, с большой радостью стала бы сотрудницей министерства природных ресурсов. Хочет заниматься природоохранной деятельностью. В конкурсе «Лучший выпускник ТувГУ-2020», где помимо титула победителя она была удостоена также звания самой мудрой, Ай-Кара и примерила на себя роль руководителя природоохранного министерства. Так было задумано организаторами, чтобы участники максимально покреативили и показали, на что способны. Ай-Кара тогда придумала целый пакет проектов, в которых сформулировала самые важные, на её взгляд, проблемы экологии Тувы и предложила, как можно их решить. Тогда-то про себя она поняла, что это – её тема. То, что трогает её сердце и чему она могла бы посвятить целую жизнь.

… Важный этап студенческой жизни АйКары остался позади. Для неё это – счастливый этап, яркий, полный событий, впечатлений, укрепления веры в свои силы и стремительного движения вперёд. « Очень хочу выразить благодарность нашим преподавателям за то, что они не только вложили в наши головы знания, но и привили любовь к нашим будущим профессиям, – говорит Ай-Кара. – А ещё хотела бы поблагодарить главу нашей республики за возможность получить высшее образование, которую мне и многим другим нашим ребятам даёт замечательный и очень нужный губернаторский проект. И ещё не могу не сказать: ТувГУ даёт достойное образование, и я верю, что для меня оно станет залогом будущей успешной карьеры».

 

Виктория КОНДРАШОВА

Фото из архива Ай-Кары ОНДАР