Быть IT-шником хочу, пусть меня научат

Цифровые технологии постепенно, плавно и незаметно вошли в жизнь человека ХХI века.

И сегодня без них невозможно представить наше комфортное существование, работу и даже развлечения. Прогресс не остановить, и он не просит, а требует новых знаний и умений. Вот поэтому для школьников России был запущен грандиозный образовательный проект «Урок Цифры». Полученные знания пригодятся тем, кто хочет «строить миры» по своим правилам и владеть самыми востребованными навыками. Программу для занятий разрабатывали титаны отечественной цифровой индустрии. Это такие гиганты, как Яндекс, «1С», «Лаборатория Касперского», Кодвардс, Mail.ru Group, Алгоритмика, Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», ВКонтакте и АНО «Цифровая Экономика».

«Цифра», она уже повсюду

Инициаторами «Урока цифры» выступили: Министерство просвещения РФ, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и АНО «Цифровая экономика». Задачами проекта являются развитие у школьников цифровых компетенций и ранняя профориентация. Уроки помогают детям сориентироваться в мире профессий, связанных с компьютерными технологиями и программированием. Уроки цифровой грамотности повсеместно проводятся для школьников нашей страны с 2018 года. Очередной темой для учеников Кызылской школы № 17, 9 «А» класса стала разработка искусственного интеллекта для образования. Перед началом занятия учитель математики и информатики Юлия Путинцева познакомила ребят с понятием «искусственный интеллект» и привела пример его работы. Про гаждеты и говорить не приходится, они работают на базе различных систем и благодаря им радуют нас своей высокой производительностью и сообразительностью.

Но уже никого не удивишь и «умной машиной». Беспилотный автомобиль, используя заложенные в него человеком алгоритмы, едет по заданному маршруту из точки «А» в точку «Б». По дороге он не должен нарушат правила, обязан соблюдать скоростной режим, пропускать пешеходов и не мешать другим участникам дорожного движения. Это и многое другое учли программисты, которые проектировали электронные «мозги» для чуда-транспорта. Также искусственный интеллект помогает в розыске и поимке преступников. Через камеры видеонаблюдения система анализирует лица людей, а среди тысяч прохожих могут быть те, кто нарушал закон. Когда находится совпадения, то данные передаются в правоохранительные органы. Полицейским остается лишь выехать по указанному адресу и задержать подозреваемого.

Ребят особенно удивило, что робот уже может давать интервью на телевидении, отвечать на вопросы и вести беседу с человеком. Пока, конечно, на простые темы, которые поддерживает программное обеспечение. Но это всего лишь начало большого пути и трудно представить каких высот достигнет робототехника через несколько десятков лет.

Урок увлекательный и интересный

После вступительного слова Юлия Николаевна предложила школьникам создать цифрового помощника для учителя математики. Ученики вошли на официальный портал проекта урокцифры.рф, где их уже ждала эта тема занятия. Каждый шаг понятен и максимально расписан разработчиками. Ребята, пользуясь знаниями, подбирали алгоритмы, при помощи которых и будет работать их электронное творение. Необходимо было заложить навыки распознавания подчерка, основы математических правил и терминов, а также создать систему анализа и оценки. Звучит вроде бы трудновато, но на деле всё не так уж и сложно. Главное, внимательно следить за работой и пользоваться явными и скрытыми подсказками от разработчиков портала, который идёт в виде комикса.

Ученик 9 «А» класса Рустам Очур-оол успешно справился с заданием и рассказал, что его порадовало, поразило и даже удивило на этом уроке:

– С компьютером я на «ты», и особых трудностей с выполнением задания у меня не возникло. Было интересно и увлекательно, а система портала разработана очень удобно, она понятна для работы и восприятия. Меня больше поразил рассказ нашей учительницы о роботе Софии, которая была создана в 2015 году и за несколько лет стала известной медийной личностью. Создатели возили её по всему свету, и она общалась с журналистами, студентами и молодыми специалистами. Ещё поразило, что в 2017 году София получила паспорт Саудовской Аравии и стала гражданкой этого государства. Раньше такое можно было увидеть в фантастическом фильме, а для нас сегодня это уже реальность. Проект «Урок цифры» на мой взгляд полезен, на занятиях я узнал много нового, интересного и уверен, что эти знания пригодятся мне в будущем, – уверен молодой человек.  

Знания, которые нужны в современном мире

Учитель математики и информатики Юлия Путинцева считает, что кругозор учеников должен постоянно пополняться актуальной информацией, а новые умения позволят им чётче видеть путь в успешное будущее:

– Курс лекций Всероссийской акции «Урок цифры» очень объёмный, насыщенный, но не громоздкий. Он притягательный и крайне разнообразный. На практической части урока мои подопечные работают в игровой форме. На портале всё сделано без сухих наставлений, нотаций, а наоборот, рассказывается живым языком, ярко и максимально доступно для восприятия. Методические материалы на сайте проекта охватывают широкий круг тематик: алгоритмы, кодирование, командная разработка, безопасность в интернете, создание приложений и игр, цифровое производство и многое другое. Например, в прошлом году мы создавали машины, которые действовали без участия человека, учили прокладывать их путь. Школьникам нравится узнавать что-то новое и полезное для себя. Ведь им уже совсем скоро необходимо будет выбрать в какой ВУЗ или техникум подавать документы. Ребята активно собирают портфолио, где фиксируются их победы, достижения и умения. После прохождения каждой темы им на электронную почту отправляют сертификат, который подтверждает их знания. Эта маленькая, но уже реальная ступенька в успешное будущее для моих учеников. Молодые люди серьёзно к этому относятся и хотят накопить как можно больше интеллектуального багажа. Ведь сначала ты работаешь на знания и копишь их, а потом знания начинают работать на тебя и осуществляют твои мечты, – считает Юлия Николаевна.       

Приоритеты молодёжи постепенно меняются

Ещё несколько лет назад в топ-списке у молодёжи Тувы были такие профессии, как военный, правоохранитель, врач, деятель культуры, юрист или экономист. Время идёт и выдвигает новые требования. В мире всё больше появляется новых, увлекательных, престижных и высокооплачиваемых отраслей. Проект «Урок цифры» реализуется в поддержку федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Помимо прессы, гостем открытого урока в школе № 17, стал директор Института качества образования РТ Согун-оол Кыргыс:

– Эти уроки помогают детям сориентироваться в обширном и загадочном мире, который связан с компьютерными технологиями и программированием. Мы, как подведомственное учреждение Министерства образования РТ, как раз курируем это направление. Цифровые уроки проводятся во всех школах республики. Мы ежедневно сталкиваемся с применением искусственного интеллекта в повседневной жизни и даже не задумываемся об этом. Рассказать, как это работает доступным языком – наша общая задача. Кто знает, возможно, сегодняшние старшеклассники благодаря «Уроку цифры» станут высококлассными IT-специалистами, робототехниками, программистами или инженерами и будут работать на благо российского цифрового будущего и нашей электронной экономики, – поделился мнением Согун-оол Кыргыс.

Кирилл САМОХВАЛОВ

"Тувинская парвда" №52 от 9 октября 2021 года.